Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Подготовка и выполнение полетов с применением ИНС

Для выполнения полетов с применением ИНС необходимо заранее определить и составить таблицу установочных данных с географическими координатами: места стоянки самолета на основных и запасных аэродромах; ОПМ основного и запасного маршрутов полета; РНТ для коррекции счисленных координат. Кроме того, надо знать ИК самолета на стоянке с точностью до единиц угловых минут.

Подготовка системы к полету состоит в проверке ее работоспособности. выставке ГП и вводе координат ОПМ в НВУ. Режимы работы ИНС при этом выбираются с ПУ.

Проверка работоспособности ИПС на земле выполняется в режиме «Контроль». При этом система имитирует полет по заданной криволинейной траектории. Через определенные интервалы времени автоматически сравниваются текущие географические координаты с расчетными и при разнице между ними, превышающей установленное значение, вытается световой сигнал отказа.

Для танки ГП с ПУ включаются метод гирокомпасироваиия (одинарное или двойное в зависимости от располагаемого времени до вылета) и режим работы «Обогрев» максимально располагаемое время (но не более I ч 40 мин). Режим «Обогрев» предназначен для создания необходимых температурных условий работы ИНС и поддержании их в течение всего полета. После появления на ПУ световой сигнализации «Обогрев» включается режим «Выставка» и начинается выставка ГП по горизонту и азимуту На УВИ индицируется показатель готовности ИГ 90 При определенном значении ПГ (он убывает с 90 до 0) в УВИ вводятся географические координаты (начинать обязательно с широты) места стоянки, а затем — координаты ICBHTH ППМ предстоящего маршрута полета. Если число их превышает 9, то координаты последующих IIIIM вводятся в полете по адресам пройденных. Адресом ППМ является его номер. Ввод этой информации осуществляется вручную с помощью наборного поля УВИ Набранные цифры высвечиваются на индикаторе УВИ, что позволяет контролировать правильность программирования.

Ход гирокомпасироваиия контролируется по значению ПГ в соответствии с текущим этапом выставки. Начиная с определенного ПГ можно наблюдать процесс вычисления ИК — выставки ГГ1 по азимуту. Значение курса непрерывно меняется, приближаясь к фактическому. При ПГ = 0 на ПУ загорается лампочка «Готовность», сигнализирующая о готовности системы к работе и переходу в режим «Навигация», который включается до запуска двигателей и обязательно перед началом выруливания или буксировки со стоянки.

Выставка ГП с вводом известного (с погрешностью не более 15) истинного курса самолета на стоянке выполняется аналогично одинарному гирокомпасированию. Для этого на ПУ устанавливается метод выставки «ЗК». затем — режим «Выставка» и с помощью наборного поля выбирается и вводится значение ИК с точностью до единиц минут. Метод позволяет выполнить выставку за меньшее время, чем при одинарном и двойном гирокомпасировании.

Режим Курсо-вертикаль (КВ) предназначен При отказе НВУ или необходимости ускоренной подготовки к полету. Время выставки примерно в 2 раза меньше, чем в режиме «ЗК».

После выполнения полета с отключенной ИНС ее подготовка к следующему полету обязательно производится методом двойного ги роком па- сирования.

Выставка методом двойного ги- рокомпасирования требует в 2 раза больше времени, чем одинарный метод, ио обеспечивает более точную ориентацию ГП. Показатель готовности в процессе выставки изменяется с 90 до 0, а затем возрастает до Ю и вновь уменьшается до нуля.

Выполнение полета с применением ИНС. Режим «Навигация» используется в полете. При этом система выдает на индикацию на УВИ (по вызову) большое число навигационных параметров и вырабатывает сигналы, пропорциональные отклонению и скорости отклонения ВС от ЛЗП. Кроме того, режим позволяет автоматически переключать участки маршрута полета, запрограммированные на земле, изменять маршрут в полете, выполнять коррекцию счисленных коортинат.

Начальная фаза навигации (самолет начинает двигаться на взлет) в установке на УВИ первого участка маршрута «О—1». При соответствующем положении переключателя параметров на УВИ будут высвечиваться текущие координаты самолета рс. Хс или sc, zc.

Управление самолетом При полетах с применением ИНС возможно в режимах «Ручной» и «Автомат». В первом случае выдаваемые системой параметры используются экипажем в качестве осведомляющей информации. Во втором случае весь полет но запрограммированному маршруту с момента подключения ИНС к САУ будет выполняться автоматически.

Изменить маршрут полета можно гремя способами (на УВИ нажимается клавиша «Изменение маршрута»):

изменением порядка прохождения запрограммированных ППМ. Вводятся номер начального и конечного ГПМ нового участка маршрута;

построением маршрута с текущего МС на любой запрограммированный ППМ, номер которого вводится в УВИ;

вводом в полете географических координат новых ППМ, которые не были запрограммированы.

При необходимости выполняется неавтоматическая коррекция счисленных координат. Для этого с использованием любого средства, обеспечивающего в данный момент определение более точного МС, чем это информирует ИНС, находят координаты 5ф, гф и вычисляют поправки \s = = sBHc—sф (без учета знаков sBhc и ф), Дг=г„ис—2ф (с учетом знаков гипс и 2ф), которые вводятся через УВИ. После этого на индикаторах будут высвечиваться откорректированные координаты. Одновременно корректируются (автоматически) и счисленные географические координаты, а также оставшееся время полета ю ППМ.

При проведении коррекции необходимо сначала откорректировать s, а затем г. Коррекция только s или г приводит к неправильному вычислению частноортодромическнх координат после смены ЛЗП и, следовательно, требует повторения этой операции.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

Экспертиза

на главную