Понятие точности самолетовожденияПод точностью самолетовождения понимается степень близости фактической и заданной пространственно-временных траекторий полета. Процесс самолетовождения носит вероятностный характер Фактическая траектория не совпадает с заданной вследствие случайных погрешностей навигационных измерений, погрешностей выдерживания требуемого навигационного режима, инерционных свойств ВС, воздействия внешней среды и других причин. Рассматривают точность самолетовождения по боковой Z, вертикальной и и продольной S координатам Вместо погрешности но продольной координате As часто рассматривают связанную с ней погрешность времени пролета заданного рубежа. Поскольку погрешности самолетовождения являются случайными, в качестве показателей точности самолетовождения используются статистические характеристики этих погрешностей. Наиболее часто используются следующие показатели точности самолетовождения. Среднее значение (математическое ожидание) погрешности по соответствующей координате по множеству траекторий полета или на некотором участке одной траектории. В процессе полета экипаж стремится свести к нулю систематические погрешности навигационных измерений и строго выдерживать навигационную программу полета, поэтому в ряде случаев математические ожидания погрешностей самолетовождения принимают нулю Однако иногда систематические погрешности (например, боковое уклонение при полете по ортодромической ЛЗП с использованием локсодромических курсовых приборов) возникают из-за используемого метода самолетовождения Средняя квадратическая погрешность самолетовождения по соответствующей координате. Она характеризует степень рассеяния случайных погрешностей самолетовождения относительно их математического ожидания, а при нулевом математическом ожидании -— разброс фактической координаты ВС относительно заданной. Чем меньше а, тем менее разбросаны реализации случайной погрешности относительно их средств значения, тем выше точность самолетовождения. Максимальная погрешность характеризует максимально возможное отклонение фактической траектории от заданной Она может быть установлена из физических соображений. Часто за максимальную погрешность принимают утроенную среднюю квадратическую А тех ~ ЗсТ. При этом допускается пренебрежимо малой вероятность превышения случайной погрешностью данного значения (нормального закона распределения эта вероятность составляет 0,003) Погрешность самолетовождения но каждой координате может быть разделена на составляющие, различающиеся по их происхождению: погрешность измерения положения, обусловленная неточным определением с помощью датчиков навигационной информации положения ВС; погрешность выдерживании траектории (погрешность пилотирования), вызнанная несовпадением вследствие разных причин измеренной координаты с заданной. Поскольку процесс самолетовождения представляет собой последовательность участков счисления пути с периодической коррекцией координат, то погрешности определения место положения ВС складываются из погрешностей коррекции координат и счисления пути. Погрешности выдерживания траектории зависят от способа исправления пути и тщательности выдерживания заданного режима полета Точность самолетовождения завиент от технологии работы навигатора, который выбирает момент и средства коррекции координат, режим счисления. порядок исправления кути. Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г. |
![]() |