Применение бортового радиолокатора для обхода очага грозы

В предупреждении попадания Bf в зоны грозовой деятельности большую роль играет бортовая радиолокационная станция. При полетах в зоне мощных кучево-дождевых облаков она обеспечивает: обнаружение очагов гроз на удалениях 150 250 км; определение положения зоны грозовой деятельности относительно ВС и ЛП, оценку протяженности грозовой зоны; определение степени вертикального развития очага грозы; выделение наиболее опасных областей грозовой деятельности; выбор рационального решения по обходу очага грозы.

Заблаговременное обнаружение очагов гроз позволяет экипажу вы полнить необходимые измерения и расчеты и по согласованию с диспетчером принять решение о дальнейших действиях — или обойти очаг грозы стороной на заданном эшелоне или обойти его сверху, или лететь на запасной (возвращаться на свой) аэродром. Выбор способа обхода должен производиться с точки зрения обеспечения безопасности полета Однако следует учитывать и вопросы регулярности и экономичности поле тов. а также технологичность one раций.

Обход очагов гроз сверху возможен, если рабочий потолок ВС позволяет это сделать. Этот способ практически не влияет на экономичность и регулярность полетов. В этом случае не возникает трудностей в сохранении ориентировки, но имеют место пересечения встречных и попутных эшелонов. Поэтому необходимо принять все меры для предотвращения столкновений ВС.

Обход очага грозы стороной на заданном эшелоне ведет к увеличению продолжительности полета и. следовательно, к снижению регулярности и экономичности полетов. Изменение маршрута полета усложняет ориентировку и создает предпосылку ее потери. При возможном пересечении параллельных и расходящихся воздушных трасс возникают условия для встречи и столкновения с другими ВС.


Для обхода очага грозы стороной без изменения высоты и лета необходимо:

измерить курсовой угол грозы (угол между продольной осью самолета и направлением на ближайшую к линии курса границу очага грозы) и дальность до него Drp (рис. 251), причем величине приписывается знак плюс, если очаг грозы справа от линии курса, и наоборот;

рассчитать боковое расстояние от границы грозы до линии курса Если оно меньше безопасного расстояния прохода мимо очага грозы 15 км, то необходимо изменить курс полета для пролета на безопасном удалении;

определить безопасный курсовой угол грозы (приписав ему знак плюс или минус) Знак его берется аналогично знаку курсового угла в зависимости от стороны обхода (справа — минус, слева — плюс)грозового очага:

рассчитать поправку в курс полета (с учетом знаков фп, и ярем) Поправка практически непосредственно определяется по экрану индикатора радиолокационной станции как дополнительный угол отворота УО от начального. Следовательно, отвороту влево приписывается знак минус, а вправо — плюс.

В дальнейшем выдерживается рассчитанный уг,еэ и ведется наблюдение за положением границы очага грозы относительно линии курса.


Поскольку грозовой очаг и ВС сносятся ветром ие совсем одинаково, по мерс сближения с очагом грозы необходимо следить за значением гп, (так как значения фГр и флел не постоянны) и в случае изводить дополнительные отвороты.

При встрече с мощными фронтальными кучевыми и кучево-дождевыми облаками, которые невозможно обойти на заданном эшелоне, обход производится над очагом грозы с превышением не менее 500 м Причем надежный обход сверху возможен только При оборудовании самолета радиолокатором, имеющим стабилизированную антенну с узким лучом в вертикальной плоскости, и на самолете, рабочий потолок которого больше суммарной высоты



Если после выполнения расчетов окажется, что меньше рабочего потолка, а располагаемая вертикальная скорость V больше требуемой то можно начать маневр обхода очага грозы сверху.

Погрешность определения является функцией расстояния до очага грозы, а также ошибок стабилизации антенны радиолокатора в горизонтальной плоскости, передачи положения антенны на шкалу угла наклона, отсчета угла наклона, определения ширины диаграммы направленности и измерения дальности. Она может быть оценена но приближенной формуле, следующей из (25.1)


Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

на главную