Применение систем предупреждения столкновений

Взаимное расположение двух ВС движущихся с постоянными скоростями 17 и Гг по прямолинейным пересекающимся траекториям, расположенным в горизонтальной плоскости на одной и том же высоте, показано на рис. 23.1

Интервал времени с до момента, когда L будет минимальным.


Отечественная СПС типа «Эшелон — асинхронная бортовая система импульсного типа, обеспечивающая обнаружение угрозы столкновении и определение взаимно-координированных вертикальных маневров ВС по уклонению от столкновении. Информация о необходимых маневрах отображается на специальном ин 1и каторг.

Опасность столкновения выявляется на основе получения и анализа данных о высотах ВС, а затем по информации о расстоянии между ними и скорости его изменения. Сведения об относительной высоте получают путем обмена данными между двумя ВС о барометрических высотах полета. Запросный сигнал СПС содержит данные о высоте ВС, с борта которого он случается. Ответное излучение несет информацию о высоте отвечающего ВС.

В канале определения высот используется сложная система логического анализа обстановки. Для этого воздушное пространство в окрестностях ВС делится по высоте на Ippc. 23 2): совысотную зону, границы которой удалены на расстояние ±160 м относитетьно высоты данного ВС; две зоны предупреждения с шириной но 500 м; безопасные зоны, расположенные за внешними границами зон предупреждения.

В тех случаях, когда отвечающий на запрос чайного ВС самолет оказывается в зоне предупреждения или высотной зоне, бортовая СПС выполняет операции по определению опасности столкновения пуля» измерения Ли, ?и и показателя т. После этого сравниваются текущее расстояние I. и текущее значение показателя с двумя критериальными значениями этих показателей. Первые критериальные значения соответствуют расстоянию и времени, когда должно быть начато формирование взаимно координированных маневров по уклонению, вторые к2 и т,:2 указывают момент начала выполнения этого маневра. Причем допускаются только вертикальные маневры по расхождению. Если конфликтующие самолеты находятся в зонах предупреждения, то при их сближении до критического расстояния или достижения критического времени им перелете я ком а и да, запрещающая набор высоты или снижение. Когда ВС оказываются в высотной зоне или приближаются друг к другу на определенное расстояние, начинается выработка взаимно-координированного маневра по уклонению от столкновения.


Аппаратура СПС Эшелон связана с ответчиком ВРЛС и с самолетным переговорным устройством. Через бортовой передатчик ВРЛС на землю автоматически перелается информация об обнаруженной с помощью СПС конфликтной ситуации и предполагаемых маневрах по уклонению. В самолетное переговорное устройство вводится сигналы оповещения экипажа самолета об угрозе столкновения. Эти сигналы имеют форму прерывистых звуковых посылок.


Из-за малой дальности обнаружения самолетов БРЛС достаточно эффективна для предотвращения столкновений только при попутно-пересекающегося курсах конфликтующих ВС. Если же ВС перемещаются на встречных или встречно пересекающихся курсах, то слишком малым оказывается продолжительность радиолокационного контакта. Кроме того, для предупреждения опасных сближении с использованием бортового радиолокатора требуется практически непрерывное наблюдение за экраном, что невозможно по технологии работы экипажа.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

на главную