Системы предупреждения опасных сближений с земной поверхностью

Потенциально возможная вероятность предотвращения столкновении с наземными препятствиями (22 6), обуславливается погрешностями контроля пути по высоте и направлению В формуле не учитываются снижение ниже Н„п в условиях неточного знания экипажем своего МС (это равнозначно неверному учету Яр), неправильная установка на шкале БВ и неверное определение температурной поправки. На практике столкновения с наземными препятствиями происходят чаще всего именно по этим субъективным причинам, л также из-за недисциплинированности экипажей. Поэтому на современных ВС устанавливаются средства автоматического предупреждения об опасности столкновения — система сигнализации об опасной скорости сближения с землей (ССОС) и система сигнализации достижения заданных высот.

ССОС формирует сигналы предупреждения а случае, если вертикальная скорость снижения VB превышает допустимое для данной высоты значение, при котором обеспечивается безопасное управление ВС.

Источниками информации о скорости снижения служат: радиовысотомер, акселерометр и БВ. Дифференцированием данных от БВ определяется барометрическая скорость снижения ВС, а сигналов РВ — радиохимичсская скорость; интегрированием выходит данных акселерометра получают инерциальную скорость снижения. Осреднение барометрической и инерциальиой скоростей дает так называемую бароинерциальную скорость I Бц. а осреднении от BCt-x датчиков позвотяет получить барродионнерциальную скорость вертикального снижения V Бр1. Таким образом, с высокой точностью определяется V„.

Информация о вертикальных и истинной высоте имеете с информацией о положении шасси и об угле атаки анализируется специализированным вычислительным устройством, и при возникновении опасных ситуаций формируются световой и звуковой сигналы предупреждения.

Сигнализация об опасной скорости снижения производится в следующих случаях в режиме набора высоты после взлета и уборки шасси на истинной высоте полета 50—250 м. если ВС начнет снижаться с вертикальной скоростью 1,6 м/с:

при снижении в диапазоне истинных высот ООО 50 м. если вертикаль- мая скорость снижения превышает опасное значение тля текущей высоты полета (прямая рис 22.1) и в случае снижения с убранным шасси на и 250 м;

в полете над горной местностью в диапазоне истинных высот 50—400 м. если вертикальная скорость сближения с неровностям» рельефа превысит опасное для текущей высоты полета значение (прямая 2, рис. 22.1).

Система сигнализации достижения заданных высот основана на использовании радиовысотомера малых высот.

Перед полетом треугольный индекс УВ командира ВС устанавливаются на значение ВПР, а УВ второго пилота (и штурмана)—на высоту круга НКр. На самолетах, оборудованных одним комплектом, треугольный индекс SВ устанавливается на высоту круга При атом засветятся желтые лампочки и сработает звуковая сигнализация. После взлета и прохода высот, на которые установлены треугольные индексы VB. желтые лампочки гас нут, на и = 750 м стрелки придут и затемненный сектор, а на и — 3500 м радиовысотомеры автоматически вы ключа юте я.


В процессе снижения с эшелона па той же высоте 3500 м РВ автоматически включаются и засветятся красные лампочки С высоты 750 м УВ показывают истинную высоту и красные лампочки гаснут. При дости женин высоты полета по кругу срабатывают желтые лампочки, а при одном РВ — и звуковая сигнализация

Перед третьим разворотом или на удаления 18 20 км от ВГ1П при за хок с примой треугольные индексы всех УВ устанавливаются на значение ВПР По достижении высоты на всех УВ загораются желтые лампочки и срабатывает звуковая сигнализация.

Определенный эффект в предупреждении столкновения хает применение БРЛС со стабилизированной антенной (рис 22.2). Заданным Ны и г соответствует контрольная наклонная дальность



Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

на главную