Восстановление ориентировки

При потере ориентировки экипаж, сохраняя спокойствие и выдержку, не допуская необдуманного решения и полета с произвольным» курсами, обязан: включить сигнал бедствия системы радиолокационного опознавания и передать по радио сигнал «Полюс»; доложить диспетчеру о потере ориентировки, остатке топлива и условиях полета; занять эшелон, обеспечивающий наилучший обзор местности и условия для обнаружения ВС и оказания помощи наземными радиотехническими средствами; перейти на режим максимальной продолжительности полета; оценить обстановку и в зависимости от условий полета и остатка топлива применять наиболее рациональные в данной обстановке способы восстановления ориентировки, предусмотренные HLLIC ГА и специальными указаниями, разработанными для данной воздушной трассы. Если восстановить ориентировку не удается, то следует заблаговременно до полного израсходования топлива или до наступления темноты совершить посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке.

Восстановление потерянной ориентировки во всех случаях следует начинать с определения места ВС запросом его у службы движения, использования данных устройств автоматического счисления пути и применением рис. Если эти действия или невозможны, или не дают результата, то экипаж обязан проверить расчетные данные, записи фактического режима полета, правильность учета ветра и определить МС прокладкой пройденного пути от последнего опознанного ориентира. Способы определения места следует дублировать Если при этом определить свое местонахождение не удалось, то необходимо восстановить ориентировку одним из следующих способов: выходом на РНТ; использованием Л П. выходом на характерный линейный или крупный площадной ориентир.

Восстановление ориентировки вы ходом на РНТ (приводную радио станцию, радиопеленгатор, радиомаяк, РЛО, ОРЛ)—наиболее простои и надежный способ. Он применяется во всех случаях, особенно когда РНТ расположена близко к ЛЗП, пункту назначения или к одному из запасных аэродромов. Начиная полет на выбранную радиостанцию, необходимо внимательно прослушать ее позывные, чтобы ошибочно не выйти на другую РНТ.

Восстановление ориентировки с использованием ЛП широко применяется в практике самолетовождения При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать той ЛП, которую быстрее и проще получить и построить с малой вероятностью субъективных ошибок оператора.

Восстановление ориентировки вы ходом на характерный линейный или крупный площадной ориентир возможно в условиях визуального поле та или применения бортового радиолокатора.

Прежде чем взять курс для выхода на линейный ориентир,-необходимо оценить возможный район место нахождения ВС и выбрать такой ориентир, который находится за пределами этого района. На ВС должно быть достаточно топлива для полета к ориентиру и далее к пункту назначения или ближайшему аэродрому. Выходить на характерный линейный ориентир следует с курсом, перпендикулярным к нему.

Если за районам потерн ориентировки имеется характерный крупный площадной ориентир, то она восстанавливается выходом на него. Данный способ может успешно применяться, если предварительно получить и проложить на карте Л П. проходящую через намеченный ориентир. Затем берется курс вдоль этой линии в сторону расположения ориентира.

В визуальном полете ночью для восстановления ориентировки, кроме общих способов определения МС, целесообразно использовать выход на световой ориентир или световой маяк.

Восстановив ориентировку в зависимости от характера выполняемого задания, располагаемого запаса топлива и времени суток экипаж обязан принять одно из следующих решений: продолжать полет в пункт назначения, вернуться на аэродром вылета или совершить вынужденную посадку на ближайшем запасном аэродроме или в другом безопасном месте, согласовав свои действия со службой движения.

Диспетчер, получив сообщение экипажа о потере ориентировки, должен определить местонахождение ВС с помощью радиолокационных средств и передать экипажу маршрут следования для выхода на трассу, аэрофом назначения или запасной аэродром.

В тех случаях, когда экипажу не удается восстановить ориентировку, командир обязан произвести посадку на любом аэродроме пли пригодной для этого площадке до момента полного израсходования топлива и наступления темноты. В ночном полете, если позволяет запас топлива, следует продержаться в воздухе до рассвета, а при невозможности — произнести посадку на любом аэродроме или выбранной с воз lyxa площадке, используя осветительные ракеты.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

на главную