Партнерский проект с компанией Руспроектэксперт

Тел.: 8-495-771-14-07

Проектирование


Задачи воздушной навигации

Навигация — наука о целенаправленном перемещении движущегося объекта, а воздушная навигация — прикладная наука о методах и средствах формирования и реализации заданной пространственно-времнной траектории полета (ЗПВТП). обеспечивающих перемещение ВС из одной точки земной поверхности в другую. В соответствии с предметом воздушной навигации ее основной задачей является обеспечение точного полета ВС по программной траектории и вы воде его в заданные точки (ЗТ) в на знаменное время или кратко, обеспечение выполнения ЗПВТП. Следовательно, воздушная навигация в практическом плане есть процесс определения пространственного места ВС. его скорости и направления движения, а также требуемых параметров для полета по программной траектории.

Выполнение основной задачи достигается решением следующих частных задач: программирования полета — выработки и задания закона движения ВС; определения фактического навигационного режима полета — измерения параметров движения (координат ВС, путевых скорости и угла) и оценки степени нх неопределенности (достоверности); коррекции — сравнения результатов измерений навигационных параметров с заданными, оценки отклонений и не правления пути; прогнозирования — определения будущего положения ВС в заданный момент времени; маневрирования — изменения характеристик движения с целью обеспечения полета по ЗПВТП; оптимизации решения навигационной задачи; навигационного обеспечения безопасности полетов.

В процессе программирования производится выбор наивыгоднейшей траектории и необходимых данных для полета по ней. Маршрут и профиль полета, режим следования по заданной траектории по времени, условия выхода в заданные точки выбираются оптимальными в соответствии с некоторыми критериями. Частные критерии могут быть самыми разными — максимальная продолжительность полета с данным запасом топлива, полет по кратчайшему расстоянию между двумя заданными точками, минимум расхода топлива и др. Но обобщающим критерием для гражданской авиации служит максимальная экономическая эффективность полетов.

Как основная задача в целом, так и частные задачи воздушной навигации должны выполняться с обязательным соблюдением мер по безопасности полетов. Из трех основных обобщенных показателей деятельности гражданской авиации — безопасности, экономичности и регулярности — прежде всего должна обеспечиваться безопасность полетов.

Для успешного решения задачи обеспечения полета по программной траектории, требующего непрерывно го управления центром масс ВС, экипаж постоянно с достаточной точностью должен знать: где находится ВС и данный момент времени; куда необходимо лететь в дальнейшем; какую при этом держать скорость, чтобы в ОПМ прибыть точно по месту и времени. Источниками таких данных служат разнообразные бортовые технические средства навигации и наземные средства обеспечения полетов. С их помощью экипаж получает осведомляющую информацию о многомерном векторе состояния ВС: текущих координатах, высоте полета, воздушной и путевой скорости, курсе и путевом угле, крене и тангаже, ускорениях движения, текущем времени и интервалах времени между двумя событиями и др Она подвергается перекодировке и оптимальной обработке, а затем переработке в управляющую информацию, обеспечивающую выполнение поставленных задач в соответствии с программой полета.

С воздушной навигацией связано самолетовождение — комплекс действий экипажа и диспетчеров службы движения, направленный на обеспечение наибольшей точности выполнения полетов по установленным трассам (маршрутам) и осуществление посадки в заданное время. Следовательно, самолетовождение означает рабочий процесс, т. е. практическое вождение самолетов и вертолетов. Оно включает в себя действия экипажа по решению навигационных задач и пилотированию, контроль за осуществлением полетов по программной траектории и управление воздушным движением диспетчерами. Этот комплекс действий и обеспечивает выполнение как основной, так и частных задач воздушной навигации.

Воздушная навигация: справочник/А.М. Белкин. М.: Транспорт. 1988г.

Экспертиза

на главную